Евразийцы 20-х годов были очень впечатлены тем фактом, что большевики, сами того не желая (потому что их целью была – мировая революция или, как минимум – революция в Европе), воссоздали империю, только под другим флагом, названием и с другой внутренней структурой (как союз республик). Петр Савицкий и Георгий Вернадский сделали из этого однозначный вывод, в развитии государств евразийского пространства есть закономерности. И первый закон евразийской геополитики гласит: после периода распада евразийской сверхдержавы начинается период интеграции Евразии и новая евразийская держава стремится занять примерно те же границы, что и прежняя (конечно, с вариациями).
Однако теперь мы видим, что есть и еще один, скажем, второй закон евразийской геополитики. Он касается не периодов интеграции, а периодов распада. Распад евразийской сверхдержавы «размораживает» те же конфликты, которые были в прежнюю эпоху распада, пусть и с тех пор прошло сто лет; и вообще: каждый новый период распада в общих чертах повторяет предыдущий. Большое евразийское пространство представляет собой набор пазлов и когда оно рушится, то пазлы отламываются так же, как и в прошлой раз.
Сейчас мы живем как раз в эпоху распада. В начале 1990-х, когда был распущен СССР, распад уже было пошел, но удалось заморозить одни конфликты (армяно-азербайджанский, молдавско-приднестровский, внутритаджикский и избежать других – например, конфликт между Россией и Украиной за Крым). По истечении 25-30 лет, когда Россия как главный регулятор конфликтов в регионе ослабла (несмотря на риторику ее лидеров), а ее противники осмелели, все разгорелось вновь. И некоторые уже заметили: повторяются разломы гражданской войны 1918-1921 гг., предыдущего периода распада, когда разрушилась предшествующая СССР большая евразийская держава – Российская империя.
Так, в 1918-1919 гг. на территории современной Украины была Донецко-Криворожская республика. Ее руководители – большевики Васильченко и Артем выступали против ее нахождения даже в Украинской республике Советов и за ее вхождение в Советскую Россию (что уж там говорить о вражде с буржуазной, проевропейской УНР с центром в Киеве!). В Донецко-Криворожской республике легко угадывается прообраз ДНР и ЛНР, в Харьковской Украинской республике Советов - так и не возникшей пророссийской Новороссии, а УНР – конечно, предшественница постмайданной Украины.
На территории современной Белоруссии тогда тоже разворачивались события, напоминающие сегодняшние. Буржуазные белорусские националисты попытались провозгласить БНР, но ничего кроме принесения клятвы верности кайзеру (усатому предшественнику Ангелы Меркель) сделать не смогли. Верх взяли сторонники пророссийской советской Белорусской республики (прообраза Белоруссии Лукашенко).
Теперь возьмем, к примеру, конфликт между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах. В 1918 году возникли Азербайджанская демократическая республика (АДР) и Демократическая республика Армения (ДРА). АДР при помощи турецкой армии под руководством Нури-Паши попыталась захватить Карабах, но встретила сопротивление живших там армян и ДРА. Карабах объявил себя независимым, а Армения потребовала включение его в свой состав. Не правда ли, все очень знакомо, только вместо Нури-Паши - Эрдоган…
Вообще, если мы хотим знать, что же будет происходить на территории бывшего СССР в ближайшие годы в плане геополитики, нужно внимательно читать исторические труды, посвященные гражданской войне 1918-1921 гг…
Комментариев нет:
Отправить комментарий