19.03.2020

Чтобы понять, что будет дальше с экономикой, достаточно калькулятора и здравого смысла.

  Нефть упала с примерно $55 до $25. До кризиса продавалось около 100 миллионов баррелей в день. Это значит, что 3 миллиарда долларов ежедневно «недотрачиваются» и оседают на счетах в виде кэша. К тому же, минимум на 5% упало потребление нефти – это еще $275 миллионов кэша в день, которые оседают. Но это лишь цветочки.

Американская биржа с февраля упала примерно на 30%. То есть, публичные американские компании подешевели примерно на $11 триллионов долларов. Не все эти деньги превратились в кэш – очень многие не продавали бумаги. Но если  все же существенная часть бумаг – хотя бы из-за марджин-коллов – точно была физически продана. На счетах осело несколько триллионов долларов.

Из того, как укрепляется доллар даже относительно защитных валют, можно сделать вывод, что марджин-коллы еще не закончены. Все больше и больше активов в мире  продаются, деньги конвертируются в доллары и эти доллары будут отдаваться за кредиты и оседать на счетах кэшем.

Сейчас страны объявляют о мерах по поддержки экономики. Окончательные объемы пока непонятны, но в США речь уже идет о выкупе активов на $1 триллион. И это только начало. В условиях отсутствия роста, эти деньги опять же просто осядут на счетах.

В итоге мы получаем десятки триллионов долларов кэша, просто лежащих на счетах. Долгие годы фондовый рынок был местом «стерилизации» избыточной денежной массы. Вот как наше правительство «стерилизовало» российскую экономику от нефтедолларов, выводя эти деньги за рубеж, так весь мир «стерилизовал» излишки печатного станка на бирже. Есть лишние доллары – купи ценные бумаги. При этом, с биржи эти деньги все последние десятилетия практически не выводились. Более того, правила вывода денег с брокерских счетов такие жесткие, что попробуй еще забери свой кэш. Нет, небольшие объемы – пожалуйста. Но просто прийти и забрать 300-400 миллионов долларов кэшем непросто. Это вам скажет любой большой инвестор. Придется долго доказывать, откуда деньги. Прочесс может затянуться на месяцы. Да никто и не выводил – зачем нужно столько кэша? Но вот «стерилизатор» сломался.

Что будет со скопившимися десятками триллионов долларов кэша? Представьте, что у вас лично есть очень много денег в банке. Что бы вы с ними сделали? Если вы думаете о будущем, вложили бы во что-то перспективное. Но перспективного ничего нет, экономический коллапс. Тогда вы, наверняка, начали бы потреблять. Бессмысленно, неограничено. Ведь денег масса.

Но в условиях эпидемии, производить ценности для вашего потребления в нужном объеме невозможно. Ценности начнут заканчиваться. Тогда вы будете готовы платить за них больше – денег же масса. Еще больше. Еще. Начнется гипперинфляция. Долларовая. На фоне экономического спада. Профессионалами это называется «стагфляция», а в народе – «жопа».

Выход второй. Починить «стерилизатор». Для этого надо, чтобы все на бирже снова стоило дорого - и кэш ушел туда. Прежде всего, нефть – как исходная всех цен (я выше об этом писал). Именно поэтому американские политики просят Саудовскую Аравию закончить ценовую войну. Думаю, в непубличной сфере все участники рынка в активной фазе переговоров.

В целом, развилка проста: или нефть подорожает, или очень-очень-очень плохо всем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий